Советы логопеда

Уважаемые взрослые!

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные.

 

Одни родители длительное время за¬крывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

Это важно знать!

1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]…).

2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

3. Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву¬ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

1. Отсутствие звука. Например, вместо «рука» малыш говорит «ука» или вместо «лук» –«ук»;

2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р] на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;

3. Искажение звука, проявляющееся например:
—в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);
—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умст-венном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультаци¬ей к логопеду и начать занятия под его руководством.
Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):

— плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)слух;
— недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесе¬ния сложных звуков;
— дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
— отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.
1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.
2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью спе¬циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

 



Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?
21.02.2019 21:56

Развитие речи.    

                                                                                                        

 

 

 

                   Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. 

Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. 

Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

     Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:                                         
  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

 

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

 

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие   дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания.

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, - проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

 

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, нужно посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

                                                 Опасный возраст.

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы (внешнего воздействия на организм) могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить.

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то начать нужно с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

Важно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Советы логопеда.

  • Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
  • Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

  • Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

  • Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
  • Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина - она красная, она большая, идет собака - она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

  • Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

  • Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
  •              Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу!!!
  •  Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш - уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

                                               Советы доктора.

  • Врачи делают акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, это опасная тенденция.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать гаджеты.

                                                 Прогноз.

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

 

Обновлено 03.03.2019 22:18
 
Развитие фонематического слуха у дошкольников
23.10.2017 12:20

Часто родители удивляются и не понимают выражение: «У ребенка снижен фонематический слух». И возникает немало вопросов: «Что это такое? Зачем он нужен? И чем отличается от обычного слуха?» Давайте разбираться.

          Фонематический слух — это способность человека слышать и распознавать фонемы  родного языка. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.

В отличие от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает»  различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее.

         У детей следует различать биологический «элементарный» слух, как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека). Фонематический слух формируется на основе физического, он появляется к одному году, одновременно с первыми словами и формируется к пяти годам.
С развитием фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, фонематический анализ.

         Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой, чтением и письмом в школе без специальных занятий.

Как проверить фонематический слух ?

1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА – ЗА, ГА - КА, БА - ПА, ДА – ТА, БА – БЯ, ДО - ДЁ и т. д.

 2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА - ПА - БА, ДА - ТА - ТА, ТУ – КА – ПО  и т.д.

3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком. Например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак – Лак, Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и попросите показать, где коЗа, коСа, миШка, миСка и т.д.

Взрослый произносит цепочки слов: Бак – мак - так, тень – день - пень, тук – сук – лук.  Ребенок повторяет их. Это позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но степень развития внимания, слуховой памяти.

4. В конце можно дать такое задание: я буду произносить разные звуки, если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а–п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов. Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; сонорные: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. д.


В какой последовательности лучше развивать фонематический слух?

  1. 1.   Узнаем и различаем неречевые звуки.

 · Предложите ребенку послушать звуки за окном: что гудит? (машина), что шумит? (деревья) кто разговаривает? (люди), кто кричит? (мальчик) и так далее.

 · Предложите поиграть в игру «Угадай, что звучит?» Взять погремушку, звучащую игрушку, коробку с кнопками, банку с крупой и др. Дать ребенку послушать их звучание, а потом выполнять действия с ними за ширмой. Ребенок рассказывает, что он слышит каждый раз.

  1. 2.   Различаем высоту, силу и тембр голоса.
  • · Читая с ребенком сказку «Три медведя», взрослый изображает папу-медведя (низкий голос), а затем маму-медведицу (средний голос) и Мишутку (высокий), а ребенок узнает, кому принадлежит голос и называет.

 · Взрослый показывает игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

  1. 3.   Различаем слова близкие по звуковому составу.

 · Взрослый показывает ребенку игрушку или картинку и четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту игрушку (картинку) то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, ты хлопнешь в ладоши». Далее произнести: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон - вагом» и т.д. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. 4.   Различаем слоги.
  • · Взрослый произносит несколько слогов на – на – на - па Ребенок определяет лишний слог (па). Затем слоговые ряды усложняются: ка – ка – га – ка; па – ба – па – па; са – са – за – са; ша – са – са – са; жа – за – жа – жа.

 · Взрослый называет одинаковые слоги или оппозиционные (похожие) па - па, па - ба, ка - ка, ка - га, фа - ва, ва - ва, да - да, да – та. Ребенок, услышав одинаковые слоги, топает.

  1. 5.   Различаем фонемы (звуки) родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации (различение) гласных звуков.
  • · Взрослый произносит кратко гласные звуки [а, у, а, о, и, а, ы, а, э, а, у, и, а, ы, а, о, а] Ребѐнок, услышав звук [а], проговаривает его за взрослым
  1. 6.   Формируем у ребенка навыки элементарного звукового анализа.

Начинать обучение нужно с определения количества слогов в слове, для этого отхлопывают двух- и трехсложные слова ма - ма, ка - ша, тап - ки, кош - ка, мо – ло - ко, са –по - ги, ма – ши - на и др.

Есть ли заданный звук в слове, например, есть ли звук «ш» в слове «кошка», где он находится - в начале, в середине, в конце слова, выделять первый и последний звук слова. Можно придумывать слова, начинающиеся с заданного звука, и те, в которых он есть. Предложите ребенку отобрать картинки из ряда других на определенный звук.

До школы ребенок должен научиться различать все звуки. Важно, чтобы ребенок мог отличить на слух правильно произносимые звуки и слова от искажённых. Родители должны помнить, что только на естественное развитие ребенка полагаться нельзя, у детей с недоразвитием фонематического слуха.  А  необходимо активно заниматься над  его формированием. Разумеется, необходимо проверить и физический слух ребенка у врача-отоларинголога, если есть хоть малейшее сомнение в его полноценности. Своевременное развитие фонематического слуха — залог правильной речи, и успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка

                                                                                                к обучению в школе!

Обновлено 03.03.2019 22:23
 
Характеристика речевого развития детей четвертого года жизни.
07.02.2014 14:15

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения. Быстрая утомляемость детей четвертого года жизни предопределяет их неспособность к вычленению существенных признаков предмета, несоответствие между овладением фонетической и содержательной сторонами слов.

Вместе с тем у ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера. Однако в речи детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки, а некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием как артикуляционного аппарата, так и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых рас-пространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Существует проблема новых словообразований. Стремление к созданию новых слов появляется у ребенка в результате творческого освоения богатств родного языка.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативна, в ней преобладает экспрессивное изложение.

Эти и другие особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста определили содержание работы при решении всех основных задач.

Задачи обучения.

Словарь.

  • Не использовать в речи звукоподражаний  и облегченных вариантов слов.
  • Учить правильно применять приставки.
  • Понимать и употреблять обобщающие слова (игрушки, животные, овощи, мебель, посуда).
  • Правильно применять приставочные глаголы (приехал, уехал, выехал, наехал…)
  • Различать и называть части целого предмета ( у одежды: рукав, воротник, пуговицы, карман; у посуды: донышко, крышка, носик, ручка).
  • Использовать в речи антонимы (большой – маленький, хороший – плохой, далеко – близко) и синонимы (веселый, радостный…)

Грамматический строй речи.

  • Помогать в усвоении трудных случаев словоизменения ( форма множественного числа в родительном падеже; пример: ленточек, матрешек…)
  • Учить правильно употреблять предлоги В, НА, ЗА, ПОД.
  • Понимать и соотносить с игрушками (картинками) название животных и их  детенышей в единственном и множественном числе (утка – утки; утенок – утята)

Звуковая культура речи.

  • Правильно и четко произносить все гласные звуки,  простые согласные и     свистящие.
  • Совершенствовать артикуляцию.
  • Говорить громко, не торопясь, правильно пользоваться интонацией.
  • Тренировать протяжный и плавный выдох.
  • Замечать неправильное произношение в речи у других детей, даже если сам эти звуки не произносит.

Развитие речи.

  • Стимулировать инициативные высказывания детей.
  • Учить отвечать на вопросы при рассматривании предметов, игрушек, картинок, иллюстраций (качество предметов: величина, цвет, форма, материал).
  • Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок.
  • Учить строить высказывания состоящие из 2 – 3 предложений.
  • Составлять предложения с однородными членами (пример: Миша посадил на ковер куклу, мишку, зайца.)
  • Общаться с ребенком на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации ( о событиях из личного опыта, об интересных предметах, явлениях, о природе…)
Обновлено 07.02.2014 14:23
 
Особенности развития речи у детей среднего дошкольного возраста.
25.12.2013 16:36

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

 
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
25.12.2013 16:30

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также мно¬гозначными словами.

Обновлено 25.12.2013 16:35
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2